Информационная

ЕДИНЫЙ УРОК БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В нашем ОУ ежегодно в конце октября проходит классный час “Безопасный Интернет” с 1 по 11 классы. И этот год не исключение: с 21.10 по 25.10.19 прошли классные часы, охваченные обучающимися на 93,5 %.

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе
•    Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
•    Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.

•    Установлены соответствующие пароли на персональные ЭВМ
•    Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

Родительский контроль

Родительский контроль - это ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в Интернет, например, порносайтам, пропаганде насилия, сайтам знакомств, игровым сайтам, социальным сетям и т.д.
   Родительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным для детей сайтам, но ограничивать использование Интернет по времени суток, дням недели илидлительности сеанса. Существует множество программ и фильтров, которые помогут вам контролировать открытие нежелательной информации и время, которое можно проводить в Интернете. Вы можете воспользоваться одной из ниже перечисленных:

1. Обозначение проблем 

Несомненно, XXI век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации. Уже в XX веке дети имели доступ к радио, телевидению и журналам, хотя он и был ограниченным. В настоящее время влияние СМИ на детей приобрело более четкий и наступающий характер, что стало поводом частого беспокойства среди родителей, медицинских работников и учителей.

Доступность информационных носителей 

По результатам исследования центра «Сандж», (2012 год), более половины опрошенных детей (59,2%)  16 регионов имеют персональные компьютеры (в городе – 78%, на селе – 42%); 73% детей имеют сотовые телефоны (в городе – 82%, на селе – 56%); DVD  плеер имеет 55% детей (город – 59%, село – 46%); аудиоцифровой носитель – 25% (город – 32%, село – 12%). Игровую приставку имеют дома 17% опрошенных детей (в городе – 20%, на селе – 11%), видеомагнитофон/плеер – 34% детей (37% в городе, 30% на селе), магнитофон кассетный, диктофон – 22% (одинаковая доля в городе и на селе), отдельный телевизор – 28% детей (27% в городе и 29% на селе). Таким образом, на данный момент наиболее распространенными видами информационной техники, которые имеет более половины опрошенных детей, являются сотовые телефоны, компьютеры и DVD плееры. Через данную технику ребенок может иметь доступ к таким источникам информации, как доступ к Интернету и различной видеоинформации, которая может негативно повлиять на развитие ребенка.

Влияние Интернет 

По результатам исследования, в среднем 68% детей 10-18 лет пользуется интернетом с различной частотой. В городе пользователей интернет ресурсов значительно больше, чем на селе (76% х 55% соответственно). Причем, чем дальше находится населенный пункт проживания от областного центра, тем наблюдается меньшее влияние на ребенка интернета из-за ограничения доступа. Так, если в областном центре имеет доступ к Всемирной сети 80% детей, то в отдаленном селе эта доля в 2,5 раза меньше (31%). В младших группах детей доля пользователей интернет значительно ниже, чем в старших, и составляет в среднем 24% (дети 6-9 лет).

Среди детей 10-18 лет 38% имеет доступ к интернет ресурсам дома, 16% – в компьютерных клубах и интернет-кафе, по 14% – у друзей, знакомых, родственников и в школе. Пользуются интернетом в библиотеке только 1% детей. Следует отметить, что если среди городских детей наиболее популярные места пользования интернетом являются дом (47%) и интернет-кафе/клубы (21%), то для сельских детей почти в равной степени – дом и школа (22% и 21% соответственно). Среди городских детей только 10% пользуются интернетом в школе. Для детей младшей группы, как и следовало ожидать, наиболее доступным местом пользования интернет является их дом (82%).

Девочки значительно реже, чем мальчики пользуются услугами интернет- клубов/кафе (12% х 20% соответственно). Чем дальше находятся дети от областных центров, тем меньше у них доступ к интернет ресурсам дома и в компьютерных клубах/интернет-кафе, и тем более значимы для этой цели для них школы и библиотеки.

Таким образом, наиболее высокий риск негативного влияния Интернета на психофизиологическое развитие ребенка наблюдаются у детей, проживающих в городах, так как они в большей степени, чем другие являются потребителями информации Всемирной сети. Мальчики в большей степени, чем девочки подвергаются информационной опасности, так как чаще пользуются услугами интернет-кафе/компьютерных клубов, где не контролируются взрослыми.

2. Рекомендации

Уважаемые родители!

Мы постараемся Вам помочь защитить вашего ребенка от негативного воздействия различных информационных технологий через ряд простых рекомендаций.

1. Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более раннего возраста ребенка. Если Вы не занимались с ребенком до 13-14 лет, а потом взялись за его воспитание, то результаты достичь будет намного сложнее, чем если бы Вы начали с 5-6 лет, а то и ранее. Поэтому Вы должны настроиться, что могут быть и неудачи, ребенок может сопротивляться вашему «вторжению» в его жизнь. Поэтому обучайте ребенка информационной грамоте как можно более деликатнее.

2. По результатам исследования видно, что чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники. Это внимание заключается:

- в разъяснении ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред;

- в контроле того, что ребенок делает и что смотрит;

- в вовлечении ребенка в какие-то полезные для него занятия.

   Контроль не должен быть агрессивным, Вы не должны всем своим видом показывать, что это КОНТРОЛЬ. Такой метод вызовет у ребенка негативную реакцию и может привести к обратным результатам. Контролировать необходимо:

- содержание того, что смотрит ребенок;

- время, которое ребенок проводит за компьютером или телевизором или др.

   Постарайтесь вовлекать ребенка в какие-то совместные дела, но это не должна быть только уборка дома, стирка или другое полезное для дома мероприятие, вы можете вместе сходить в кино, смастерить что-либо, можете взять хороший фильм и его посмотреть, поиграть в какую-либо игру и т. д. В связи с тем, что у ребенка есть большой интерес к современным информационным носителям, то вы можете вместе поискать полезную информацию в интернете, заодно объясняя ребенку правила пользования этим средством.

3.По результатам различных исследований видно, что ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка. Первоначально понаблюдайте за ним, выявите его интересы, затем вовлеките ребенка в кружки или секции, которые соответствуют его интересам. Зачастую, прежде чем выбрать свое увлечение, ребенок меняет несколько кружков, но потом на чем-то останавливается. Есть платные кружки и секции, но есть и бесплатные при школе. Если у вас в школе нет секций и кружков, то свяжитесь с родительским комитетом школы, с директором, и Вы можете помочь школе открыть такой кружок.

4.В связи с тем, что в большей степени Интернет, чем другой какой-либо носитель информации притягивает внимание наших детей, и тем, что этот источник сложнее всего контролировать взрослым, то о том, как обеспечить безопасность вашего ребенка во Всемирной паутине поговорим отдельно и подробно.

5.Обезопасить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернет, аудио – и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. Поэтому в этом Вам может помочь в первую очередь школа. Не стесняйтесь обращаться за помощью к школьному психологу, к социальному педагогу, классному руководителю и другим. Школа, со своей стороны, будет проводить работу по обеспечению информационной безопасности детей, но ей будет легче, если родители сами будут проявлять инициативу.

6. По проведенным ранее исследованиям видно, что очень большое влияние на психологическое состояние ребенка оказывает семейное окружение. Для ребенка самое важное – это понимание со стороны родителей. Регулярно разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет. Спокойно выслушайте его, постарайтесь понять, почему ребенок совершил тот или иной поступок, объясните ему, что вы его понимаете, но лучше так не поступать в следующий раз потому что….(объясните почему). Помните, что очень часто дети «замыкаются в себе», и как следствие «уходят в виртуальный мир» или попадают в плохую компанию, именно потому, что не видят интереса к себе со стороны близких людей и считают, что родители их не любят и не понимают. Если Вы не можете наладить «контакт» с ребенком, то можете обратиться за советом к школьному или другому психологу, так же сейчас есть много телевизионных передач, статей и книг о том, как улучшить взаимопонимание между родителем и подростком.

При опросе детей в рамках данного исследования, у них выяснялись рекомендации по профилактике негативного воздействия современных информационных технологий на развитие ребенка. И вот какие рекомендации свои родителям они дали:

1) Регулируйте просмотр детьми телевидения.

2) Заблокируйте каналы, несущие негативную информацию.

3) Прячьте модемы, когда уходите по делам.

4) Ежедневно просматривайте «историю» в интернете.

5) Не допускайте сквернословия.

6) Проверьте круг общения ребенка.

 Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернет

Данные рекомендации были составлены на основе информации, размещенной на сайтах различных IT-компаний и образовательных сайтах. Также были включены рекомендации школьных учителей информатики.

Итак, следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Также следует помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Дело в том, что у детей еще не сформированы критерии различия, ребенку интересно все.

Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам информационной безопасности, а потом научить этому своих детей.