Образовательные экспедиции

График малых образовательных экспедиций на 2018-2019 уч/год:

Месяц Название Участники География

 

Декабрь «Новогодние приключения сороковой» СОШ №40

5-8, 10 классы

ДОЛ «Галактика»

Ангарский район

Февраль «Путешествие в поисках знаний – Бурятия» СОШ №4,5,16,40

г. Ангарска

МАОУ №56 г. Улан-Удэ

Республика Бурятия
Март «Путешествие в поисках знаний – Хакасия» СОШ №4,5,16,40 и др.

СОШ №1 г. Абакана

Республика Хакасия
Апрель «Путешествие в поисках знаний – Москва» СОШ №40

СОШ №2086

Г. Москва

г. Москва, Московская область
Июнь «Путешествие в поисках знаний – Нукутский район» СОШ №4,5,16,40

г. Ангарска

ОУ Нукутского района

п. Новонукутск, Нукутский район

3 МАРТА 2017 ГОДА ДЕЛЕГАЦИЯ СОШ 40 ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ТУЛУН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМПАНИИ En+ групп и ВостСибУголь!!!!

Образовательная экспедиция «Бурятия: от Иволгинского дацана до Баргузинского заповедника»     (ролик об экспедиции)

IMG_20170610_114158 IMG_20170610_223617 IMG_20170610_223552 IMG_20170610_222226День 1. В половине седьмого утра делегацию школы №40 встречали на станции «Заудинский».  Подъехав к школе, делегации ангарчан и школы №56 г.Улан-Удэ встретились и отправились на автобусе к первому пункту назначения экспедиции: Иволгинскому дацану, где ребят уже ждали представители буддийской общины – служитель Дворца Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Этигилова. Был проведён обряд Гороо – обход вокруг дацана, когда дети крутили молитвенные барабаны, думая о благополучии своих семей. Во Дворце Даши лама – хранитель нетленного тела Этигилова, рассказал о жизни и его перерождениях. По его завещанию в 2008 году был вскрыт бумхан (короб), в котором находилось, в течение более семидесяти лет,  тело XII Хамбо-ламы. Дети с интересом слушали рассказ о чудесных исцелениях людей, которые обращались за помощью к нетленному телу.

    IMG_20170610_183828 IMG_20170610_064731_1Переодевшись в единую форму экспедиции «Бурятия: от Иволгинского дацана до Баргузинского  заповедника»,  путь продолжили  через район Верхняя Берёзовка, где школьники провели экологический десант в лесополосе данной местности, а так же дали интервью местной телекомпании «Ариг Ус».

     В Сретенском монастыре ребята узнали  историю монастыря  и  о его  сегодняшних обитателях.

    Местность Хаим встретила нас солнцем и знаменитыми горячими пирожками. Здесь дети получили первое задание: составить кодекс энных друзей заповедников.

По прибытию на базу отдыха, расселившись по номерам, мы отправились в офис «Заповедное Подлеморье», где нас встретили директор заповедника Овдин М.Е. и его заместитель Просекин К.А. В конференц-зале юным экологам был продемонстрирован видеофильм о заповеднике и его обитателях, а также Михаил Евгеньевич познакомил  их с предстоящей работой экспедиции на последующие дни.

      Затем участниками экспедиции был совершён четырёх километровый марш-бросок до Байкала по белоснежным зыбучим пескам Баргузина. На песчаном  берегу в честь столетия заповедной системы России ребята устроили флеш-моб в виде цифры «100».

       Уставшие, но счастливые, школьники продолжили оформлять Кодекс друзей заповедников. Творческий подход одной из групп поразил своей стихотворной формой:

Помните всегда, друзья!

В заповеднике «нельзя»:

Рвать цветы, рубить деревья,

Мы с природою друзья!

Берегите всех животных

От медведя до жука.

Убирайте мусор дружно,

Ведь сорить совсем нельзя.

Мы природу уважаем,

Почитаем, обожаем!

     ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????  Вторая группа показала сценку об экспедиции и в их Кодексе прозвучали следующие слова:

Хотим мы вам сегодня свой кодекс рассказать

О правилах экологов, юных нас ребят.

Начнём сначала с правил отношения к природе.

Всех наших правил много, но попытайся их запомнить.

Первый пункт кодекса начинается вот так:

Не вреди природе, с полей не рви ты мак,

Не мусори на улицах, в садах и чащах,

Уважай и помогай нашим братья младшим.

Второй пункт кодекса вмещает  в себя это:

Осторожным везде будь, где б ты ни был,

И в большом лесу не наткнитесь на клещей,

В помощь пригодится вам от насекомых спрей.

Третий пункт кодекса гласит всем вам,

Что друг другу помогать нужно всегда нам,

Будь приветливым и добрым, думай о других,

Не груби, не ссорься с другом, будь со всеми мил.

      На линейке торжественно, на улице в свете фонарей прошло посвящение в «Друзья заповедников». Ребята дали клятву:

Мы, юные друзья заповедника,

Торжественно клянёмся:

Беречь и защищать природу,

Приумножать её богатства,

Заботиться о братьях наших меньших,

Творить и изучать,

Каждый день делать природу чистой и красивой.

Клянёмся соблюдать правила:

КЛЯНЁМСЯ!

КЛЯНЁМСЯ!

КЛЯНЁМСЯ!

Галстуки повязывали Ирина Цыреновна и Гаренский Денис, участник «Агросмены» на Кубани, Никитенко Анастасия, участница «Энергосмены –2016». Дети получили подарки от спонсоров (блокноты и ручки), а также фонарики для квеста «Ночной дозор».

День 2

     ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????    В 9.00 утра наш железный конь с номером А212КР тронулся в сторону Забайкальского национального парка. Нашей экспедиции предстояло разделиться на две группы. Первая группа высадилась в Баргузинском заливе в местности «Мягкая карга» Чивыркуйского перешейка на ботаническую экскурсию, по теме «Знакомство с флорой и растительностью Чивыркуйского перешейка». Вторая группа отправилась на кордон «Монахово», чтобы познакомиться с работой государственных инспекторов. Затем группы менялись местами.

Одну из групп возглавила кандидат биологических наук старший научный сотрудник научного центра  «Заповедное Подлеморье» – Бухарова Евгения Васильевна. Она начала свой рассказ на фоне величественного хребта полуострова Святой нос. Ботаническая экскурсия началась с теоретической части, где дети познакомились с различными видами растения национального забайкальского парка. Дети узнали о таких понятиях, как «фитоценоз», «биогеоценоз», «ценопопуляция», познакомила с методами изучения флоры. Во время практической части дети разделились на пять групп для изучения флоры на определенной площадке. Геоботаническое исследование включало в себя: определение возрастного состава ценопопуляции, географическое положение, характер рельефа, искали растения, описывали ярусы, древостой, описывали мертвую подстилку, микрорельеф. Для описания обилий видов растений дети использовали шкалы О. Друде и  Й. Браун-Бланке. Познакомили с методами ботанического мониторинга: закладка постоянных пробных площадей по мониторингу редких видов растений, сегодня же дети установили термохромы, для регистрации постоянной температуры этой территории, так как жизнь растений зависит от климатических факторов.  Глобальное изменение климата влияет на рост растений. Во время исследования познакомились с узколокальными эндемиками побережья озера Байкал, такими, как черноплодник почтишертистый.

         На кордоне «Монахово» вторая группа познакомилась с работой «заповедного спецназа». Ребятам была показана фотовыставка кордона, на фотографиях были изображены государственные инспекторы и их подопечные. Так, например, во время наблюдения за белохвостым орланом инспектор Ян, рассказал о необычном явлении, с которым трудно было согласиться научным сотрудникам заповедника: белохвостый орлан приземлился на воду вместе с утками. Доказательством данного факта послужили фотографии инспекторов. Ребята узнали о бакланах, что с 1995 года из десяти бакланов, пять прошли естественный отбор, в наши дни поголовье насчитывает 6-7 тысяч особей. Также рассказали о цапле-отшельнике, которая никак не может найти себе пару. Кедровка у инспекторов вызывает особое уважение: именно благодаря этой птице на горельнике вырастают новые кедровые участки. Особенно запомнилась фотография соболя по прозвищу «Суслик», который при встрече с инспекторами вставал на задний лапы и «подмигивал».

       ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????  Восторг у детей вызвала демонстрация оборудования для работы инспекторов: тепловизоры, рации, камера GoPro, огнестрельное оружие, бинокли, навигатор, наручники и т.д. Не упустили возможность посидеть на квадроцикле, патрульном катере, примерить бронежилет. Инспекторы продемонстрировали приемы рукопашного боя, метание ножей. Дети поучаствовали в мастер-классе и сами попробовали некоторые приемы. Удивлялись, как они живут без благ цивилизации.

         По дороге домой экспедиция остановилась на святом источнике Буртуй, что в переводе с бурятского означает «тенистый, илистый». По обычаю, на любом святом месте нужно помолиться и сделать подношение хозяевам местности. Дети, преподнесли монетки, выпили аршана.

         Вернувшись на базу, плотно пообедав, направились в офис «Заповедное Подлеморье» на образовательный блок «Туризм на территории заповедников и национальных парков, который провел заместитель директора Просекин К.А. Ребята познакомились с такими направлениями, как водный, рекреационный, зимний, событийный и другими видами туризма. Образовательный блок завершился демонстрацией туристического снаряжения.

         По итогам двух дней ребята занялись проектной деятельностью, а в 21:30 детей ждал квест «Заповедными тропами». На станции «Буриме» одним из лучших стихотворений был:

         Байкал сиял,

         Река блестела,

         Медведь ревел,

         Тайга ветрами бушевала,

         На кедры страху нагоняла…

 

     IMG_20170611_105325 IMG_20170611_144554 IMG_20170611_150928     Рефлексия за два дня вызвала бурю эмоций, восторга и впечатлений. Ребята проанализировали свой вклад в работу экспедиции, но особенно им запомнилось: экскурсия по Иволгинскому Дацану, рассказы Даши-ламы о чудесных исцелениях людей которые побывали во дворце Этигилова, работа государственных инспекторов которых ребята назвали «Заповедный спецназ».  Многие отметили то хотя не любят биологи, а в частности ботанику, что полевые работы – это огромная практика и любые знания бесценны, так как уже задумываются о будущей профессии. Усталость за два дня – это приятная усталость. Приобретенные знания пригодятся школьникам в будущей профессиональной деятельности, для защиты близких, природы и в экстремальных ситуациях. О своих впечатлениях будут рассказывать дома. Появляется желание работать и творить. Несколько человек отметили важность общения в недавно созданной команде, считают это бесценным опытом. Такие экспедиции расширяют кругозор. Проект объединяет города и народы, прививает уважение к другой религии и традиции. В моем сознании (Денис) государственный инспектор был дедом в шапке-ушанке с советской берданкой через плечо, а на самом это сильные молодые люди (Записано со слов детей). 

День 3.          В этот день нас так же  ждали две экскурсии, на которые дети разделились на две группы.

??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????Орнитологическая экскурсия прошла на озере Бормашево. Дети познакомились с орнитологией,  им рассказали, как правильно наблюдать за птицами. На территории Забайкальского национального парка насчитывается 50 видов животных и 250 видов птиц. Особенно детей заинтересовала информация, что в мире в развитых странах существует новый вид отдыха – наблюдение за птицами. В практической части экскурсии детям было обозначено то, как происходит наблюдение. В рабочем листе необходимо отметить дату наблюдения, температурный режим, направление ветра, место наблюдения и др. Для наблюдения за птицами используются бинокли, зрительная труба, фотокамеры, диктофоны для записи голосов птиц. Дети наблюдали за птицами, используя справочники и оборудование. Заносили данные в специальный рабочий лист, где схематично рисовали карту местности, откуда вели наблюдение; записывали количество птиц, вид, размер, пол. Ребята  увидели коршуна, огаря – 2 особи, монгольскую чайку, ворона, кулика и др.

Пока первая группа проводила орнитологическую экскурсию, вторая группа готовила праздничный концерт ко Дню России. Затем группы поменялись местами.

Картографическая экскурсия проходила на побережье Чивыркуйского залива. После теоретической части Исследование опиралось на изучение черноплодника почтишерстистого, одного из пяти видов-эндемиков, реликтового растения, произрастающего на  побережье Байкала и Маньчжурии на протяжении пятидесяти миллионов лет.  Научный сотрудник отдела науки Наталья Михайловна  наглядно продемонстрировала 2 вида картографирования: традиционный, когда детям было дано задание на определенном участке просчитать количество данного растения вручную и современный способ при помощи GPS навигатора, когда  автоматически заносятся  данные  по местоположению растения на карту.

Далее нас  ждал вкусный обед, приготовленный на костре. Праздничный концерт включал в себя: исполнение гимна России и гимна Республики Бурятия на русском и бурятском языках, песни О. Газманова «Вперед, Россия!», декламации стихов, инсценировки песни «Во поле береза стояла…» и конечно, танцевальный флеш-моб. Номера отличались оригинальностью, творческим подходом и осознанием детьми ценности данного праздника.

В офисе «Заповедное Подлеморье» ребят познакомили с дайвингом и его видами. Им была предоставлена возможность примерить подводное снаряжение и подышать с помощью акваланга.

По возвращении на базу ребята активно начали готовиться к выступлению агитбригад «Заповедная смена». Каждая команда, применив полученные знания за эти три дня, показала интересные номера. Например, номер с машиной времени, где охотник убивает последнего соболя и дарит шубу своей жене.  Осознав трагедию, охотник возвращается  назад во времени, кормит из рук зверя и делает селфи.

Другая команда в своей инсценировке показала работу государственных инспекторов, отработав, друг на друге приемы рукопашного боя. Третья команда отразила в своем номере работу всех служб заповедника, с которым познакомились  в дни экспедиции. И каждое выступление  ребят заканчивалось слоганом в пользу природы: «Берегите природу и жизнь будет лучше!», «Давайте беречь природу вместе», «Друзья, берегите природу, ведь это наше национальное достояние», «Измени планету – начинай с себя», «Грязно не там, где убирают, а там, где не мусорят» и.т.п.

Вечер продолжился увлекательным квестом  в форме «Ночного дозора», где задания были составлены таким образом, чтобы актуализировать  и закрепить полученные знания  на практике. Например, был вопрос «Как называются острова, где находится самое большое лежбище байкальских нерп?» или  «Красноголовая птица, обитающая на болотах Чивыркуйского перешейка?» В ходе рефлексии ребята признались, что они достигли цели благодаря созданию команды «Радуга» и отгадали ключевое слово БАРГУЗИН. Слова одной из участниц экспедиции: «Я и не знала, что смогу выдержать такой темп работы, когда на отдых, в совокупности,  было около часа». Значит, день был насыщенным и плодотворным.

День 4

??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ??????????????????????????????? ???????????????????????????????Утро началось со сборов в дорогу. Детей ожидало два значимых мероприятия: защита исследовательских работ и награждение.

В офисе «Заповедного Подлеморья» состоялась защита исследовательских работ: «Вся наша жизнь – туризм». Развивать туризм дети предлагали с помощью образовательных экспедиций. Практическая часть продемонстрировала основные правила туриста. Работа была оформлена буклетами.

Цель работы «Российская модель защиты леса» – показать работу государственных инспекторов и привлечь молодых людей к выбору данной профессии. В качестве практической части ребята показали примерный дизайн визитки государственного инспектора, а также продемонстрировали некоторые приемы рукопашного боя.

Еще одна работа «Проблемы кордона» также решала задачу повышение статуса  работы заповедного спецназа. Команда предлагала работу заповедного спецназа освещать в научно-практической конференции школьников, а также провести серию флэшмобов, просвещать людей и повышать комфорт для туристов.

«Растительный мир мыса Святой Нос». Цель данного проекта – изучить растительный мир Чивыркуйского перешейка Святой Нос. Данную цель они решали через такие задачи, как просвещение людей, распространение знаний о природе и растительном мире данной местности, а также через пропаганду бережного отношения к природе. В своей работе они рассмотрели вопрос о различии между флорой, растительностью, биогеоценозом. Ответили на вопрос классификации растений данной местности. Работа оформлена красочными иллюстрациями.

Исследование «Как защитить природу» выделило такие проблему, как загрязнение природы из-за вмешательства человека. Решали данную проблему через разработку Кодекса Юного эколога, через пропаганду знаний о заповеднике и ее обитателях. Предлагали способы борьбы с браконьерством и проведение экологических акций. В качестве практической части ребята подготовили открытку к 100-летию Баргузинского заповедника, где описывали правила поведения в заповеднике.

Работа с говорящим названием «Берегите все живое на Земле!» исследовала историю Баргузинского заповедника, описала ее обитателей: нерпу, соболя, черноплодник почтишертистый – всех, с кем пришлось столкнуться в течение данной экспедиции. При выступлении были озвучены интересные факты. Например, что нерпа – единственное млекопитающее озера Байкал, что она может разгоняться под водой до 25 км. В час. Нерпа  может приостанавливать беременность – такого не может ни одно животное на Земле. В качестве практической части дети подготовили очень богатый раздаточный материал: буклеты, газету с «кармашками», содержащие информационные листы, плакат со стихотворением:

Байкал притягивает

Своим величием и красотой.

Незабываемые впечатления:

Дни, проведенные здесь,

Байкальские восходы и закаты…

Закончилась официальная часть торжественным награждением детей за участие в экспедиции, а руководители получили сертификаты от Дирекции ФГБУ «Заповедное Подлеморье» за организацию эколого-краеведческой экспедиции. Участников экспедиции поздравили представители заповедника, работу конференции освещало СМИ. 

Наша экспедиция завершилась экологической акцией на побережье оз. Котокель. Дети собрали 37 мешков мусора.

День закончился ужином и проводами ангарчан домой. Надеемся, на продолжение совместной работы. 

Малая образовательная экспедиция “Красноярск: От столбов к плотине”

Малая образовательная экспедиция “От Иткуля до ГОКа”

ТРЦ «Сорок и Ко» – Малая образовательная экспедиция «Путешествие в поисках знаний: 350 лет столице Бурятии -  г.Улан-Удэ» – 22-25.09.2016

20160923_101902 20160923_105517 20160923_111727 20160923_111919 20160923_112032 20160923_112514 20160924_144025 20160924_144408 20160924_144659 20160924_145202 20160924_150531 20160924_150539 20160924_151154 20160924_151230 20160924_172231 20160924_172650 20160924_195109 20160924_200035 20160924_210656 20160925_073341 20160925_080013 20160925_093514 20160925_09501622 сентября группа учащихся сороковой (20 школьников) и пятеро из школы №4 в сопровождении четырёх педагогов выехали из Ангарска в Иркутск, где на вокзале ожидали поезд «Иркутск-Наушки». На привокзальной площади дети познакомились и провели флешмоб, чем порадовали прохожих. Утром участников экспедиции ждал неожиданных сюрприз от ребят физико-математической школы №56 г.Улан-Удэ, наших партнёров по ТРЦ: на площади у школы, усыпанной разноцветными шарами, около тридцати школьников танцевали для гостей. Этот тёплый приём просто поразил всех. Десятиклассник Василий провёл для всех зарядку. Ангарчане окончательно проснулись и пошли на завтрак. Надо сказать, что все дни в школьной столовой кормили просто божественно! В актовом зале ребята из сороковой представили школу, проекты Программы «Школа нового поколения», а затем, разделившись на две группы, отправились на промышленные объекты: одна – на Авиазавод, другая – на «Локомотивовагоноремонтный завод – ЛВРЗ». Эти заводы являются режимными объектами, т.е. требуются разрешительные документы, но для нас сделали исключение.

Итак, по городу группы перемещались только на общественном транспорте, по дороге старшеклассники школы №56 провели экскурсию по городу. Сразу было видно, что к юбилею города готовились все: и школьники, которые изучали историю родного края, и горожане, ведь повсюду баннеры, обновлённые памятники с национальным колоритом. Особенно всем понравились буквы и сердечко: «Я люблю Улан-Удэ».

На Авиазаводе мы узнали, что строился он ещё до войны, у него сложная судьба. Завод начал свою деятельностьв 1939 г. с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ. Во время Второй мировой войны на заводе было организовано производство фюзеляжей и оперения самолетов Пе-2, а с 1943 года приступили к выпуску истребителей Ла-5. На фронт с завода ушло более 1000 человек, а не вернулось около 160. Многие вернулись на родной завод. В наши дни авиазавод выпускает знаменитые вертолёты семейства «Ми».  Авиастроители мечтают снова выпускать самолёты, для этого на территории заводы есть «замороженные» цеха и другие объекты. А ещё мы узнали, что на Улан-Удэнский авиазавод работает по бережливому мышлению, только у них это называется «бережливое производство». На заводе даже проводится для студентов технических вузов, проходящих практику на предприятии, обучение по курсу «Инструменты и принципы бережливого производства».  Его значимой частью является теоретические и практические курсы обучения «Бережливому производству», включенные в программу производственной практики.

После производственной экспедиции, мы отправились в тренировочный центр МЧС, где после дошкольников, у которых были городские соревнования, смогли пройти тренировочные испытания для юных пожарных. При прохождении одного из них многие ребята испачкались сажей, было очень весело.

ЛВРЗ нас встретил огромным красивым зданием и старинным паровозом. На заводе мы узнали, что ЛВРЗ является самым крупным промышленным предприятием в Бурятии, а также о том, что он внёс огромный вклад в дело победы над фашизмом: многие ушли на фронт, старики, женщины и подростки круглосуточно ремонтировали локомотивы для бесперебойного снабжения. В наши дни ремонтируются подвижные составы со всей страны.

Вечерняя прогулка по удивительно красивой столице Бурятии окончательно утомила путешественников. И после вкусного ужина мы отправились в гостиницу, где продолжили подготовку к парламентской ночи на завтра.

Утром, объединённой командой мы поехали в «Этнографический музей народов Забайкалья» под открытым небом. Там, разделившись на две команды (7-9 и 10-11 классы), мы приступили к квесту по данной нам карте. Наиболее понравившееся испытания – это стрельба мячами из большой рогатки, плетение «поролоновых» кос между девочками и мальчиками (победили, конечно, девчонки!), лазанье между деревьями со страховочным снаряжением и другие. Между испытаниями нам предлагались «потехи», например, «битва подушками», перетягивание каната. И конечно, мы многое узнали о быте бурятского и эвенкийского народов, о культуре старообрядцев, их в Бурятии называют «семейские».

Пешая прогулка по столице поразила нас красотой старинных архитектурных сооружений, особенно театр оперы и балета, многочисленными фонтанами, и, конечно, Площадь Советов со знаменитой головой В.И.Ленина. На площади у Бурятского театра оперы и балета ребята из 56-й школы организовали небольшой флешмоб – бурятский танец-хоровод «Ёхор».

С 19:00 началась парламентская ночь. Ангарчане выступили с совместным танцем и песней о лагере «Сердце Байкала». Программа была следующая: представление команд (их получилось пять), проектная деятельность по теме «День Учителя» и «Самоуправление», игра «Бункер», квест по мотивам мультфильма «Головоломки», рефлексия в группах и общая. В 05:15 утра ещё никто не спал, в 07:00 во время рефлексии было видно, как многие боролись со сном, но высказался каждый участник. Улан-Удэнские школьники много приятных слов и пожеланий сказали организаторам-инструкторам: Михайловой Арине, Шамаль Ксении, Буржатову Алаиру, Лубешко Артуру, Черных Вере. Эти ребята, практически выпускники Программы ШНП, абсолютно самостоятельно подготовили программу экспедиции. Педагоги спали, а они руководили и держали аудиторию из 60 ребят.

И, как обычно, на вокзале было много слёз… А, ведь вместе школьники провели всего ДВА дня. Два дня, которые многих изменили и сдружили.

Арина Михайлова: «Это была моя первая самостоятельная экспедиция. Если честно, я не ожидала столько позитива от этой поездки. Улан-Удэ очень красивый  и вдохновляющий город. Хотелось остаться там на больше… А какие там люди!? Ребята все были дружелюбными и весёлыми. Надеюсь на скорую встречу». Ксюша Шамаль: «Я очень рада, что поехала именно в Улан-Удэ!! Познакомилась с большим количеством хороших и интересных ребят, а также узнала многое о городе. Впечатления от поездки нереально хорошие!». Буржатов Алаир: «Ребята и сама обстановка в Улан-Удэ располагали к очень насыщенным и незабываемым эмоциям и впечатлениям. Безмерно рад побывать у столь гостеприимных хозяев – в школе №56».

Малая образовательная экспедиция «Путешествие в поисках знаний: от красноярских отрогов до заповедной Хакасии».

День 1

???????????????????????????????24 марта. Ангарский вокзал. 12 школьников из 4-й и 40-й школа отправились в малую образовательную экспедицию «Путешествие в поисках знаний: от красноярских отрогов до заповедной Хакасии». Иванова Роза из 7а класса школы №40 провела тренинг знакомство, что привело в восторг не только ребят, но и родителей и просто людей на вокзале.

В поезде, также как в предыдущей экспедиции, мы делали проекты по представлению родного города и по энергетике… Город Красноярск  встретил нас  гостеприимно: хорошей погодой и дружелюбными ребятами  и педагогами из 22-й школы.  Ребята провели для нас психологическую игру, познакомили со школой, а затем мы поехали в музей «Святителя Николая». Но это оказался необычный музей в привычном понимании этого слова – это был музей-пароход на Енисее! Мы узнали историю судоходства в Сибири, историю этого парохода, выставку сундуков, но главное мы узнали о людях,  связанных с этими вещами и событиями!???????????????????????????????

В оставшееся время до отправления в Абакан мы фотографировались на улицах города, особенно нас впечатлила необычная конструкция -  огромные стулья – они потрясли наше воображение своими размерами!

Но все хорошее когда-то подходит к концу, и вот мы на обратном пути на вокзал. Ребятам жаль расставаться друг с другом, они обмениваются контактами. И вот мы в поезде…  Позади Красноярск, впереди – Абакан.  Спасибо школе № 22 за такой продуктивный день!  До новых встреч Красноярск!!!

Вечером на рефлексии в поезде ребята сказали, как важно изучать историю страны, малой родины, семьи. Узнали, как много общего в истории Иркутской области и Красноярского края. А ещё отметили радушие школы-партнёра – школы №22, Татьяну Николаевну, учителя музыки полюбили все, она провожала нас до самого отправления поезда.

День 2

В Абакане нам чуточку не повезло с погодой (был штормовой ветер и пробрасывал небольшой дождь), но зато повезло с датой: сегодня Новый год у коренного населения Хакасии – «Чылпазы»! А ещё повезло с удивительно гостеприимной школой№1 г.Абакана! После знакомства со школой и представления нашего опыта проведения «Осенней «энергосмены» нас проводили на ипподром, где проводились народные гуляния!

???????????????????????????????Поначалу, при входе на ипподром нам все показалось как-то банально: обычные торговые ряды и палатки с сувенирами – все как во всех городах нашей страны… Но когда мы продвинулись дальше – вот это дааа!!!! Все районы Хакасии представляли свои быт и традиции. Все это было настолько красочным, с национальными костюмами, национальной кухней и даже с исполнением народных песен и игрой на национальных инструментах!!!! Все это было похоже на какой-то сказочный карнавал где-то далеко за пределами нашей страны!!!

А после обеда нас впечатлил музей экспериментов! Мы на своем опыте познавали все те законы физики, которые изучали в школе. Было весело и интересно!!!

Наш день завершился психологической игрой, которую провел для ребят Буржатов Алаир из «сороковой». Игра оказалась эмоционально тяжелой, но, интересной в плане получения нового жизненного опыта учащихся!

Вечер. Перед сном ребята из 40-й и 4-й школы обмениваются  впечатлениями. Они уже лучше знают друг друга и начинают сближаться!

Главным открытием этого дня являлся Хакасский Новый год «Чылпазы», о котором мы даже и не знали (стыдно!). В музее экспериментов мы смогли закрепить свои знания по физике и вообще к этому предмету следует относится с большим интересом – физика вокруг нас! Ещё одно открытие – это умение сопереживать в психологической игре, не всем это по силам. Учимся.

День 3

Этот день можно было бы назвать «Днем перевоплощений»!???????????????????????????????

И вот мы снова на экскурсии. Теперь уже в РДК им. Кадышева.  Здесь ребята воочию увидели настоящие национальные хакасские инструменты: хомыс, ыых, темир-комыс (аналог нашего бурятского варгана), и ритуальные шаманские бубны! И не только увидели, но еще и попробовали поиграть на них, как настоящие музыканты!!! У ребят это вызвало бурю эмоций!

А в школе №1 мы  превратились в робототехников! Даже самые «крайне-левые» гуманитарии, ужасаясь поставленной перед ними задаче, все-таки достигли цели – и модели, к их удивлению, заработали!!! Ура, мы, оказывается, можем!!! Модели были разные: карусели, лодки, драконы, лягушки и тд.

Побыв робототехниками, мы превращаемся в зрителей заключительного этапа конкурса «Звездный час учителя», в котором блистали умом и талантами молодые педагоги школы.

После конкурса ребята становятся художниками-ваятелями в краеведческом музее. Но изюминка в том, что мы художники, которые творят свои картины из пластилина в полной темноте, используя только осязание. Выйдя на свет со своими шедеврами, мы были потрясены получившимся! В картинах ребята отобразили свое впечатление от поездки в Хакасию. Кто-то изобразил солнышко и цветы, кто-то смайлики и сердечки, кто-то камни на курганах в степи «мингиры».

Ну, и настала пора перевоплощаться в видеомонтажеров и «аккумулировать» весь наш опыт пребывания в этой образовательной экспедиции в видеороликах на мастер-классе по монтажу видео. Работа кипит, ребята увлеченно работают, а впереди нас ждет просмотр получившихся роликов в полюбившемся нам «кинокафе».

день 4-й (28.03.2016г.)

Погода в Абакане наконец-то наладилась! И мы едем на квест в Национальный краеведческий музей им. Кызласова. В музее великолепнейшие выставочные залы, в которых на какое-то время забываешь о реальном времени и мире, и как будто погружаешься в далекое  (и близкое) прошлое Хакасии. Но наши ребята и здесь не простые наблюдатели этих «картин» старины – они «Искатели»! Ребята разбились на группы и, перемещаясь из зала в зал, находят ответы на все те головоломки, которые им предложили разгадать работники музея!

Один квест сменяется другим. Теперь ребята из школы №1 проводят с нами квест по городу. Это непростая игра: в ней закодирована информация о культуре и природно-географических объектах Хакасии. Было здорово! Ребята искали закодированные слова, а затем расспрашивали прохожих, чтобы добыть нужную информацию!

Наш день увенчал турнир по игре в «Элиас» в кинокафе. Это было что-то! Наши ребята познакомились с новой, развивающей и к тому же и коммуникативной игрой! Сколько было эмоций, возбуждения и восторга! Игра настолько увлекла детей, что они попросили дать ее на один вечер домой! А для некоторых учащихся это было еще и своеобразным преодолением себя, своих страхов и неуверенности! Многими ребятами я гордилась, потому что знала, как это было трудно для них!

После игры ребятам не хотелось расставаться, и поступило предложение погулять по вечернему Преображенскому парку. Вечерний парк мерцал огнями и завораживал своей красотой. Ребята делятся своими впечатлениями. Но… пора расставаться. День подходит к концу.

 день 5-й (29.03.2016г.)

Сегодня последний день нашей экспедиции. И мы отправляемся в Республиканский техносалон в Хакасском техническом институте. Здесь учащиеся и студенты Хакасии представляют свое творчество в различных секциях.

1.Судомоделирование, автомоделирование и авиамоделирование;

2.Энергосберегающие технологии, новые возобновляемые источники энергии. Электороприборы;

3.Измерительные приборы. Звукоусилительная техника, электронные музыкальные инструменты. Техника для радиосвязи и радиовещания;

4.Строительство. Лего-макеты зданий;

5.Начальное техническое моделирование.  Учимся играя;

6. «Мой первый робот». Робот и живая природа. Промышленная и прикладная робототехника. Учебные и игровые робототехнические и интеллектуальные системы.

Учащиеся воспроизвели точные модели самолетов времен ВОВ и даже огромные танки с дистанционным управлением! Нас очень впечатлили макеты зданий в секции «Строительство». Это были модели домов, школ и даже макет Олимпийского комплекса в Сочи!

Мы посетили множество секций, но больше всего нам понравилась робототехника. Каких моделей здесь только не было! И робот-торторез, и робот-пылесос, и робот-гимнаст, и робот-собеседник, и робот-сортировщик, и даже робот по имени Валли из одноименного мультфильма «Валли»!

После посещения «техносалона», в знакомом нам кинокафе, мы просматривали созданные нами видеоролики об экспедиции.

Ну вот и снова вокзал… Ребята очень сдружились и не хотят расставаться…В вагоне, со слезами на глазах, они еще долго делятся своими впечатлениями от поездки. И все сошлись во мнении, что эти каникулы были самыми незабываемыми в их жизни, благодаря этой образовательной экспедиции!

Слова «Великой благодарности» Екатерине Алексеевне! Удивительно-душевный человечек, к которому мы так прикепели!!! Всем ребятам и педагогам огромное спасибо! Мы вас любим! Приезжайте к нам!

Образовательная экспедиция ТРЦ «Сорок и Ко» «Путешествие в поисках знаний: Красноярск-Дивногорск» 16.03.2016 – 20.03.2016

???????????????????????????????День 1. 16 марта, вечер, смеркалось. Вокзал. Вдруг в распахнутые двери вваливаются 24 ребятёнка (из трёх школ Ангарска – 12,14,40): девчонки и мальчишки, а также их родители. Последние стояли в напряжении. Потом детей увели в сторонку  и разделили пополам. Родителей это озадачило ещё больше. Но затем, когда они услышали, как весело и задорно их дети начали общаться друг с другом. Для непосвящённых в тайны ШНП – это были тренинг знакомства! А пока родители привязывали ленточки на бэйджики, и только слушали, как весело играли дети. Игры сменяли одна другую. И вот наступило время прихода поезда. Был сделан снимок провожающих и отъезжающих. Родители успокоились и помахали нам ручкой.???????????????????????????????

В поезде ребята помогали друг другу размещаться, стелить постель (многие впервые ехали по железной дороге), немного отдохнули. Для ребят, которые отправились в эту экспедицию нет нерешаемых задач. Даже в сложных условиях плацкартного вагона они сумели построиться в одну шеренгу, при этом, не мешая пассажирам вагона разделились на четыре команды. И здесь началось самое интересное, потому что за один час ребята, которые только что узнали друг друга, выполнили творческий проект «Ангарск – любимый город».

???????????????????????????????Пассажиры, которые ехали рядом с юными робототехниками, были очень довольны тем, что им удалось посмотреть репетицию защиты проектов и робототехнические конструкции. Ведь ребята готовились к фестивалю «Роботы у Дивных гор» в городе Дивногорске.

На вечерней рефлексии в разных частях вагона дети отметили, что совершенно не ожидали «игрушек» прямо в здании вокзала, ведь сначала на тренинге они были скованны, а затем с удовольствием сфотографировались дружной командой.

16 марта, 24:00 – отбой. 17 марта, 3 часа ночи – не спит только Вика… Наша «совушка» ???????????????????????????????слушала музыку, спала она или нет никто не узнает, но в 7:30 утра

уже была на ногах…

День 2

День 3

День 4

Образовательная экспедиция «Путешествие в поисках знаний: г.Братск» – мы едем, едем, едем, приехали и …вот… Или День первый и второй.

2Путешествие в Братск началось 24 октября в 19:30 поездом №87. Восемь ребят из «сороковой» и, конечно же, Иринка Вичканова из «восьмёрки» (ещё с летней экспедиции она с нами и мы её любим!), а также учитель географии Алёна Сергеевна и учитель английского языка Гульнара Борисовна.  Чтобы дорога не казалась долгой и скучной ребята предложили организовать на станциях флешмоб (смотри видео!). 25 октября в 15:00 мы прибыли в Братск на станцию «Падунские Пороги», город встречал нас сильным ветром и снегом.Сразу мы отправились в архитектурно-этнографический музей «Ангарская Деревня», где мы познакомились с историей Братской земли. Там нас ждали добрые и гостеприимные люди, которые много рассказали нам о первопроходцах, о быте в этих суровых краях. Устали…, поели и спать!

Понедельник, 26 октября, был полностью организован Лицеем №1! В 10 часов утра вся наша группа выехала из центральной части города Братска на ГЭС – на стратегически важный объект не только в городе, но и для страныПоэтому попасть  на одну из самых мощных ГЭС страны оказалось не просто, но нам это удалось при поддержке Лицея №1.

На ГЭС нас ожидал  Леонид Юрьевич – главный инженер.  В течение часа ребятам показали машинный зал, пульт управления  и смотровую площадку, откуда открываются великолепные виды на Ангару. Ничего подобного мы раньше не видели! В процессе  экскурсии мы узнали, что для возведения ГЭС понадобилось  такое количество бетона, что хватило бы для возведения города с численностью  600 000 человек. Ребят поразил подвиг и героизм, с которым люди   более пятидесяти  лет назад возводили  это сооружение.1

Свой день мы продолжили в стенах Лицея №1, где нас встретили учащиеся 9-11 классов (президент и его министры). Наталья Андреевна  познакомила нас с лицеем, провела познавательную и интересную экскурсию по музею имени Погадаева. Далее  ребята продолжили знакомство в актовом зале виде игры, (как выяснилось позже игру составляли сами учащиеся) квест был составлен на тему государство в области истории и обществознания. На рефлексии выяснилось, что самыми интересными и трудными оказались станции: «блиц», «мозаика»,  «азбука морзе». Победу одержала команда в составе Иры, Олеси, Паши (наши дети), и Глеба (Лицей №1). Завершился день тем, что мы все вмести дошли до памятника Погодаева.

Мы благодарны директору Игорю Юрьевичу, педагогам и лицеистам, которые встретили и обогрели нас своим теплом.

А завтра квест по городу, мы очень волнуемся: готовили игру, не зная города, по интернетресурсам и при помощи Алёны Сергеевны, она ведь братчанка. Но нам будет помогать  школа №37. Теперь также наш большой друг.  ДЕНЬ ТРЕТИЙ

 Образовательная экспедиция «В поисках волшебной чаши»

озероЛегенда. В социальных сетях была найдена эта фотография, было выяснено, что это удивительное по красоте место, озеро, находится в Нукутском районе области. Только вот где точно?

  1. Подготовительный этап

1.1. Цель экспедиции: определить местоположение озера, выяснить его происхождение.

Участники: 6-11 классы.

Объекты: озеро, населённые пункты Нукутского района..

1.2.Карта Иркутской области, Нукутского района. До районного центра п.Новонукутск автомобильным транспортом: г.Ангарск (Ангарский район) – г.Усолье-Сибирское (Усольский район) – г.Черемхово (Черемховский район) – п.Залари (Заларинский район) – п.Новонукутск (Нукутский район).

1.3.Станции: «Заларинская», «Краеведческая», «Озёрная», «Эколого-географическая».

1.4.Дорожная карта:

  • 08.00 – выезд из Ангарска;
  • 08.00 – 12.00 – дорога до районного центра;
  • 12.00 – 13.00 – осмотр местности, обед;
  • 13.00 – 16.30 – работа на объекте по заданиям;
  • 16.30 – 17.00  – презентация работы;
  • 17.00 – 17.30 – рефлексия;
  • 17.30 – 17.45 – ужин;
  • 17.45 – 18.00 – сборы, уборка территории;
  • 18.00 – 21.30 – дорога в Ангарск.

1.4.Подготовительные занятия:

  • Проведение полевых работ по географии – отв.Емельянова А.С.
  • Проведение краеведческой экспедиции – отв. Буржатова И.Ц.
  • «Полевой английский» – отв.Сосновская Г.Б.

1.5.Ресурсы:

  • Дорожные расходы – 10 тыс. рублей (родители).
  • Канцелярия.
  • Измерительные приборы: компас, нивелир (прибор для измерения относительной высоты холмов), визирная линейка.

2.  Полевой этап.

2.1. Дата старта: 22 августа 2015 года.

2.2. Согласование участников с родителями (разрешение).

2.3. Инструктаж по ТБ.

2.4. Знакомство и командообразование.

2.5. Выезд на объект.

2.6. Работа на объекте, сбор материалов, фото и видеосъёмка.

2.7. Питание.

2.8. Свободное время (купание, если позволит погода).

2.9. Возвращение домой.

3.    Камеральный этап.

3.1. Сортировка и обработка материалов, получение результатов.

3.2. Представление отчётов.

3.3. Отзывы участников.

Описание экспедиции.

В социальных сетях была найдена фотография с удивительно красивым местом, озером. Нам удалось выяснить (язык, как говорится и д неизвестного нам озера доведёт!) Нукутском районе области, где-то за деревней Шараты. В Нукутском районе в основном проживает бурятское население, с которым нам пришлось общаться, чтобы найти интересующий нас природный объект и изучить его

участниками-разведчиками стали добровольцы из 10 человек и 4 учителя (английского языка, географии, истории, математики). Двое детей из Гимназии №8: Мархаева Анна, дочь нашего учителя физики, которая принимает участие во многих проектах школы 40 ещё с пятого класса, а также Вичканова Ирина, которая сдружилась на «Школе СМИ» и смене «Бережливая экология» с нашим Ильёй Мурашевым, и которая была в патруле Ирины Цыреновны. В общем, Иру не пришлось долго уговаривать, а мама всегда согласна….

Цель экспедиции определить местоположение озера, выяснить его происхождение. Задачи следующие: способствовать формированию  умений ориентироваться на местности, как  при помощи специальных приборов и карты, так и при помощи местных признаков. Отработать картографические и топографические  умения  в условиях определённого природного комплекса Закрепить на местности  умения работать с приборами, которые необходимы для топографической съёмки: компас, нивелир (прибор для измерения относительной высоты холмов), визирная линейка.

Итак, 22 августа в восемь часов утра, экспедиционная группа отправилась на поиски «волшебной чаши» (так мы назвали!), точной дороги никто не знал, с собой был небольшой фрагмент карты с изображением  Нукутского района, т. к., по слухам озеро располагалось, где-то там…..

После того, как мы проехали населённый пункт Залари, начались наши приключения. Куда ехать? Где свернуть?

Сообразительность и находчивость наших учеников, пришла к нам на помощь: Данил воспользовался интернет-картой, и включил навигатор, Аня и Роза  по фрагментам карты сообразили,  что от п. Залари нужно двигаться на северо-восток,  в сторону Новонукутска до посёлка Тангуты, по дороге ребята отмечали:

  1. как изменился ландшафт местности, лесной сменился на степь;
  2. многочисленные  стада коней и коров говорят о том, что в этой местности развито сельское  хозяйство, а именно животноводство;
  3. реки  на пути нашего следования были узкими и не многоводными;
  4. местность холмистая, цвет почвы говорит о большом преобладании в ней глины.

При помощи дорожных знаков, которые видели учащиеся, мы добрались до посёлка Тангуты. Там ребята провели опрос местного населения и выяснили: чтобы добраться до озера, которое, кстати, называется Сидоровским, сначала нужно доехать до деревни Шараты, которая, как рассказывали и показывали местные жители, находилась в 5-7 минутах езды от их села. Озеро, как говорила местная жительница, образовалось благодаря человеку, который поставил дамбу, то есть перекрыл русло реки. Значит, оно искусственного происхождения. Также мы узнали, что раньше на этом озере была мельница.

Мы продолжили свой путь до села Шараты, в котором  увидели памятник героям ВОВ. Памятник находится в запущенном состоянии, и ребята решают убрать мусор, а в следующий раз приехать и подкрасить памятник. Местные жители села Шараты показали нам путь до озера. О его происхождении жители этого села ни чего не сказали. Нам встретилась библиотекарь местной школы, которая рассказала о школьной краеведческом музее, в который, к сожалению, мы не смогли попасть. А ещё мы узнали от неё, что бывший ректор Ангарской Государственной Технической Академии (АГТА) Виктор Яковлевич Бадеников родом из деревни Тангуты и окончил эту школу.

Едем дальше….

И вот на наших часах 13:00, мы у берегов заветной «волшебной чаши»! Неописуемый восторг детей и взрослых!

На территории этого природного комплекса мы провели следующие работы:

  1. измерили длину береговой линии у нас она получилась 3280 метров, ребята проводили измерение  в шагах, предварительно  измерив свой шаг (у Димы он составил 80 см), количество шагов умножили на 80 см и, разделив на 100, получили длину береговой линии в метрах;
  2. в хвойном лесу ребятам представилась возможность определить стороны горизонта по местным признакам; по дереву на котором рос мох (как правило, мох растёт с северной стороны) и с ориентировав компас ребята убедились, что это на самом деле так; по количеству веток (большее количество должно быть с южной стороны, но дерево должно быть отдельно стоящим);
  3. у озера вместе с ребятами мы измерили  относительную высоту холма, при помощи нивелира;
  4. произвели топографическую съёмку местности, для этого сначала подобрали масштаб исходя из размеров территории;
  5. произвели  ориентирование планшета, для этого планшет повернули так, чтобы буква С на шкале компаса  совпадала с северным  концом магнитной стрелки, Придерживали планшет параллельно стрелки компаса;
  6. выбрали точку-полюс, с которой производили съёмку;
  7. с помощью визирной линейки  нанесли  на бумагу линии направлений на окружающие объекты (на реку, холм, овраг, лес, озеро), отметили расстояние до них  в соответствии с выбранным масштабом;
  8. объекты обозначили с помощью условных знаков;
  9. придумали легенды об озере;
  10. перевели легенды на английский язык;
  11. представили свои работы.

В общем, потрудились на славу и с большим удовольствием! Вот как надо изучать географию! На рефлексии все были очень довольны! Людмила Иннокентьевна (учитель математики), которая была со своим внуком, была просто поражена детьми, которые так слаженно и с интересом работали, а ведь возраст участников был от 11 до 17 лет.

От души накупались! Погода изумительная, и вода в озере тёплая! А «волшебная чаша», это просто небольшая впадина, люди обложили её камнями, и получилось подобие джакузи.

Итак, как разведчики мы нашли природный объект, который был на найденной в соцсетях фотографии. Значит, можно собирать вторую экспедицию, которую мы назовём «Приключения в поисках знаний». На озере ещё много интересного!

Легенда о происхождении озера.

Однажды жили четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Решили они выбрать место, где покажут своё мастерство. Земля образовала впадину и укрыла её от людских глаз: сопками и каменистой местностью. Вода с помощью подземных вод создала «Озеро магов». Воздух вызвал сильное течение и волны соприкасались с камнями, из-за этого бушевала пена. Огонь поддерживал жаркую погоду. Для людей это место считалось райским. Они всегда хотели посетить его. Были смельчаки, которые пытались найти это озеро, но они бесследно пропадали. Тогда в деревне жил рыбак Сидор. Он был коварен и умён. Он сказал, что, если искать озеро, то это бессмысленно. Он сам свергнул магов и озеро показалось перед народом. И в честь рыбака озеро назвали Сидоровским.